Подготовка кадров высшей квалификации отвод эксперту

Подготовка кадров высшей квалификации отвод эксперту

Оглавление:

Подготовка и повышение квалификации судебных экспертов


Количество конфликтных ситуаций, в которых дело доходит до суда, постоянно растет. Это требует от судебной системы вовлечения все большого числа трудовых ресурсов. Благо, с нехваткой юристов в нашей стране проблем нет, но для функционирования судебной системы в соответствии с законом требуются не только юристы, но и специалисты многих других профессий.

Эти специалисты привлекаются в качестве судебных экспертов в той области, в которой они являются профессионалами. Так врач может привлекаться для проведения судебно-медицинской экспертизы, экономист для судебно-бухгалтерской и т.д.

Главное условие – наличие высшего образования и стажа работы по своей специальности. Однако на практике мы все чаще убеждаемся, что этого недостаточно, необходимо, чтобы эксперт был ознакомлен и с методикой проведения судебных экспертиз.

Изучение методики проведения судебных экспертиз может осуществляться в рамках образовательных программ, курсов или даже второго высшего образования по специальности «Судебный эксперт». После прохождения обучения необходимо сдать специальный экзамен, который подтвердит то, что специалист усвоил все необходимые знания и может называться судебным экспертом. Требования, предъявляемые к судебным экспертам достаточно жесткие, и это неудивительно, ведь от профессионализма судебных экспертов очень часто зависит исход судебного процесса.

Итак, после прохождения обучения судебный эксперт должен в обязательном порядке знать: — научные основы проведения судебных экспертиз; — специальную терминологию; — правовые основы проведения экспертных проверок; — методику проведения судебных экспертиз; — этику судебного эксперта. Помимо теории от судебных экспертов требуются и практические навыки.

Так, судебный эксперт должен уметь: — пользоваться техническими средствами, необходимыми для проведения судебных экспертиз в его области знаний; — проводить анализ и оценку данных, полученных в ходе проведения экспертизы; — использовать различные методики проведения судебных экспертиз;

Документы подтверждающие квалификация эксперта

Все процессуальные кодексы указывают только одно требование для назначения лица судебным экспертом — наличие специальных знаний ( УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания ( УПК РФ, АПК РФ).

Эти данные помогают суду (следователю, дознавателю) в решении вопроса о компетентности эксперта. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что квалификация негосударственного эксперта должна подтверждаться документами об образовании, специальности, стаже работы. Хотя неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта Закон ( УПК РФ, АПК РФ) требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д., а ГПК РФ вообще ничего не упоминает об образовании эксперта, однако, если у эксперта имеется профильное высшее образование, специальность, специализация, дополнительная подготовка — это прямо может повлиять на качество исследования.

Кроме того, квалификация Эксперта может быть подтверждена Сертификатом, выданным по результатам добровольной сертификации. Так, например, в Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов организует добровольную сертификацию НП Палата «СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ».

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы. Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного

Третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации в России

На данный момент в России действует уникальная система образования, включающая в себя 3 ступени: , магистратура и аспирантура.

Если первые 2 ступени призваны выпустить квалифицированных специалистов, то третья нацелена на кадров, «асов» и «профи».

СОДЕРЖАНИЕ В зависимости от выбранного направления деятельности, специализации молодого ученого подготовка кадров научного плана происходит в следующих формах: Для того чтобы пройти обучение в стенах ВУЗа, аспирант должен соответствовать конкретным требованиям:

  1. сдать «кандидатские экзамены» (на старших курсах).
  2. пройти вступительные испытания;
  3. иметь законченное высшее образование не ниже магистратуры (ил специалитета);

Будучи в аспирантуре, все учащиеся обязаны посещать занятия (они проводятся около 2 раз в неделю), участвовать в жизни кафедры (конференции, семинары, научные исследования и пр.). «Бюджетникам» полагается стипендия и место в общежитии. В зависимости от формы обучения (очная или заочная), срок обучения составит около 3-4 лет.

По окончании аспирантуры, после успешной выпускник получит определенную квалификацию или ученую степень «кандидат наук». Данная форма свойственна исключительно лицам, которые учились в школах МВД, военных ВУЗах.

Здесь готовятся профкадры для силовых структур России. Поступать в них можно как самостоятельно, так и по направлению от организации. Нередко существует определенный план по подготовке кадров высшей квалификации согласно государственному заказу от Минобороны, МЧС и пр.

Особенности обучения в адъюнктуре состоят в том, что помимо теоретических основ, учащиеся проходят тотальную физическую подготовку, учатся оказывать меры первой медпомощи в различных ситуациях, планируют свои действия, составляют тактику ведения различных операций, передачи данных в зашифрованном виде и пр. Данная ступень высшей подготовки кадров присуща исключительно медицинской среде.

Здесь к поступающим выдвигаются следующие условия: наличие высшего медицинского или фармацевтического образования. Период составляет 2 года.

Аналитика Публикации

12февраля Источник: Эльвира Хасанова, Младший юрист Арбитражной практики На практике стороны редко заявляют ходатайства об отводе эксперта или специалиста. Но именно своевременное заявление такого ходатайства позволит избежать в дальнейшем получения заключения или пояснения, которое будет отражать процессуальную позицию оппонента.

Отвод эксперта и специалиста возможен по основаниям, предусмотренным АПК для отвода судьи, но с некоторыми изменениями. Эксперт и специалист подлежат отводу, если они:

  1. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
  2. лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
  3. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, специалиста, переводчика или свидетеля;
  4. делали публичные заявления или давали оценку по существу рассматриваемого дела (ст. 21, 23 АПК).
  5. находятся или ранее находились в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
  6. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве судьи и повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
  7. являются родственниками лица, участвующего в деле, или его представителя;

Дополнительное основание для отвода эксперта. Эксперт подлежит отводу в случае, если он проводил ревизию или проверку, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.

При наличии одного из указанных выше оснований эксперт или специалист обязаны заявить самоотвод.

Ходатайство об отводе эксперта или специалиста также могут заявить лица, участвующие в деле.

Вопрос об отводе также может поставить суд.

Подготовка экспертных кадров как один из путей повышения эффективности судебно-экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.98 ББК 67.52 ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Э.

НИКИТИНА, кандидат юридических наук, заведующая отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России E-mail: Е.В. ЧЕСНОКОВА, кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность E-mail: Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация.

Рассматриваются тенденции совершенствования судебно-экспертной деятельности применительно к реалиям международного и российского законодательства. Формирование единых подходов к подготовке и переподготовке экспертных кадров в аспекте требований состязательного уголовного процесса является одной из основных задач любого демократического общества.

Ключевые слова: подготовка экспертных кадров, судебно-экспертная деятельность, состязательный уголовный процесс, квалификация преподавателя. Annotation. In article tendencies of improvement of judicial and expert activity in relation to realities of the international and Russian legislation are considered. Formation of uniform approaches to preparation and retraining of expert shots in aspect of requirements of competitive criminal trial is one of the main objectives of any democratic society.

Keywords: preparation of expert shots, judicial and expert activity, competitive criminal trial, qualification of the teacher Актуализация новых криминальных вызовов повсеместно в мире требует активизации и углубления взаимодействия правоохранительных органов, включая криминалистов и судебных экспертов, использование передовых форм сотрудничества, где на первый план выходит такое направление, как подготовка квалифицированных кадров в борьбе с преступностью,

Analytics Publications

12February Source Elvira Khasanova, Junior associate Litigation practice На практике стороны редко заявляют ходатайства об отводе эксперта или специалиста.

Но именно своевременное заявление такого ходатайства позволит избежать в дальнейшем получения заключения или пояснения, которое будет отражать процессуальную позицию оппонента.

Отвод эксперта и специалиста возможен по основаниям, предусмотренным АПК для отвода судьи, но с некоторыми изменениями. Эксперт и специалист подлежат отводу, если они:

  1. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве судьи и повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
  2. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
  3. находятся или ранее находились в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
  4. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовали в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, специалиста, переводчика или свидетеля;
  5. являются родственниками лица, участвующего в деле, или его представителя;
  6. делали публичные заявления или давали оценку по существу рассматриваемого дела (ст. 21, 23 АПК).
  7. лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;

Дополнительное основание для отвода эксперта. Эксперт подлежит отводу в случае, если он проводил ревизию или проверку, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.

При наличии одного из указанных выше оснований эксперт или специалист обязаны заявить самоотвод. Ходатайство об отводе эксперта или специалиста также могут заявить лица, участвующие в деле. Вопрос об отводе также может поставить суд.

Какие основание для отвода заинтересованной организации экспертизы?

  1. Вопрос №13646181

г. Нижневартовск • Вопросов: 6 22.12.2017 в 09:46 В судебном заседании была назначена землеустроительная экспертиза. Организация назначена с «подачи» ответчика.

По результату эксперты вышли за ранг землеустроительной оценки и описали строительные моменты с высказанным мнением против истца. Истцом выполнена рецензия на судебную экспертизу, в которой указаны моменты нарушенные экспертами. Было подано ходатайство о назначении судебной строительной экспертизы.

На основании чего можно сделать отвод о той же организации? При проведении судебной экспертизы по поведению эксперта и ответчика было понятно, что экспертиза «дружеская», они общались на личные темы.

вопрос №13646181 прочитан 104 разa Читайте также: Юрист Рейтинг: 0

• отзывов: 7 484 • ответов: 48 513 • г. Чита 22.12.2017 в 09:50 Отвод экспертизе невозможен. Есть ст. 16 ГПК РФ. Там можно заявить отвод судье.

1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он: 1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика; 2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; 3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. 2. В , рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по гражданскому делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Поэтому можете просить свою экспертизу провести, по Вашей заявке.

Тогда не будет обмана. Ст. 79 ГПК РФ защищает Ваши вопросы. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 декабря 2004 г.

N 196 Об утверждении Положения об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 декабря 2004 г. Регистрационный N 6231 В целях упорядочения аттестации работников государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, а также повышения квалификации по экспертным специальностям в области судебной экспертизы приказываю: 1. Утвердить Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23.01.2002 N 20

«Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»

(зарегистрирован Минюстом России 30.01.2002, регистрационный N 3206).

Министр Ю. Чайка Приложение Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации I. Общие положения 1. Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (далее — СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации с целью определения их уровня профессиональной подготовки при производстве судебных экспертиз.

2. Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы и его продления образуются Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК) в государственном учреждении Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ) и зональные экспертно-квалификационные комиссии в региональных центрах судебной экспертизы (РЦСЭ).

3. Право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации присваивается работникам судебно-экспертных учреждений, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим подготовку по

Проблемы подготовка кадров высшей квалификации в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 37.08 Проблемы подготовка кадров высшей квалификации в Российской Федерации Платонова Н.А., д-р эконом.

наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Леонова В.П., зав.

кафедрой экономической теории, ФГОУВПО

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

, г.

Москва Подготовка специалистов высшей квалификации по праву признается одной из наиболее развитых и авторитетных областей российской образовательной системы. Необходимость преобразований в существующей многоступенной структуре, прежде всего, обусловлена особенностями социально-экономического этапа развития страны, характеризующегося тем, что отечественная высшая школа претерпевает существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты образования. В статье рассмотрены основные проблемы, наиболее остро стоящие на сегодняшний день в системе подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации.

Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации. The training of highly qualified specialists is a complex segment of the educational system in Russia. The socio-economic situation defines the need for change within the framework.

The higher education is significantly transforming, affecting both the form and the content.

The authors describe the main trends in the expert training in Russia. Key Words: expert training. Система подготовки кадров высшей квалификации призвана осуществлять расширенное воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Для университетской науки, так же, как и для науки России в целом, характерна тенденция старения научных кадров.
В 1996 году основной возрастной группой преподавателей были люди в возрасте 40—49 лет, а на втором месте люди в возрасте 30—39 лет (это возраст наибольшей творческой активности исследователя, период расцвета творческих и физических сил человека), к 2008 году ситуация меняется.

Наиболее наполненными группами оказываются интервалы 50—59 и 40—49 лет.

Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации

Стр 10 из 60 Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ст. 13 ФЗ ГСЭД. Законодатель указывает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Представляется, что квалификационные требования к негосударственным экспертам, касающиеся их образования и подготовки, должны быть такими же. В течение многих лет судебных экспертов практически всех родов и видов экспертиз (за исключением специалистов в области судебной медицины и судебной психиатрии, которых выпускают соответствующие кафедры медицинских высших учебных заведений) готовили путем переподготовки лиц, имеющих как естественно-научное, так и юридическое образование.

В результате этой переподготовки они получали так называемый допуск — квалификационное свидетельство на право производства экспертиз данного рода (вида). Для самостоятельной подготовки вновь принятых сотрудников, не имеющих права производства экспертиз, составлялся индивидуальный план, который утверждался руководителем судебно-экспертного учреждения, в соответствии с программой подготовки экспертов данного ведомства. За стажером, не имеющим экспертной подготовки, закреплялся эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников.

Наставник должен был оказывать вновь поступившему сотруднику методическую помощь в освоении теоретического курса и приобретении практических навыков работы с приборами и оборудованием, контролировать выполнение индивидуального плана подготовки, привлекать обучающегося к производству экспертиз и исследований, участию в следственных действиях в качестве специалиста.

Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (с изменениями на 1 ноября 2004 года) (утратил силу с 19.10.2014 на основании приказа Минюста России от 12.09.2014 N 192)

ПРИКАЗот 15 июня 2004 года N 112Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (с изменениями на 1 ноября 2004 года)____________________________________________________________________Утратил силу с 19 октября 2014 года на основании ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Российская газета, N 253, 16.11.2004).

____________________________________________________________________Для решения вопросов профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и во исполнение приказываю:Утвердить Положение об организации подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению.МинистрЮ.ЧайкаЗарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации17 июня 2004 года,регистрационный N 5861 УТВЕРЖДЕНОприказом Министерства юстицииРоссийской Федерацииот 15 июня 2004 года N 112(с изменениями на 1 ноября 2004 года)1.
Настоящее Положение определяет единый порядок организации подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов (далее — эксперт) государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения квалификации экспертов для совершенствования деятельности СЭУ в интересах решения задач правосудия.Подготовка и повышение квалификации экспертов проводятся в соответствии с (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2291), (регистрационный N 3206 от 30.01.2002).2. Задачами подготовки и

Лекции по дисциплине «проблемы судебной экспертизы»

5.Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ст.

13 ФЗ ГСЭД. Законодатель указывает, что должность эксперта в учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Представляется, что квалификационные требования к негосударственным экспертам, касающиеся их образования и подготовки, должны быть такими же. В течение многих лет судебных экспертов практически всех родов и видов экспертиз (за исключением специалистов в области судебной медицины и судебной психиатрии, которых выпускают соответствующие кафедры медицинских высших учебных заведений) готовили путем переподготовки лиц, имеющих как естественнонаучное, так и юридическое образование.

В результате этой переподготовки они получали так называемый допуск — квалификационное свидетельство на право производства экспертиз данного рода (вида). Для самостоятельной подготовки вновь принятых сотрудников, не имеющих права производства экспертиз, составлялся индивидуальный план, который утверждался руководителем судебно-экспертного учреждения в соответствии с программой подготовки экспертов данного ведомства.

За стажером, не имеющим экспертной подготовки, закреплялся эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников.